ООО "М-Политрейд"

Главная Карта сайта
О компании
Главная
Продукция
Услуги
Изделия из теплого профиля
Изделия из холодного профиля
Наши работы
Контакты
Проекты
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Химическая
Пищевая
Деревообрабатывающая
Цветная металлургия
Машиностроительная
Металообрабатывающая
Легкая
Энергетика
Нефтяная
Газоснабжение
Целлюлозно-бумажная
Лесная
Нефтехимическая
Черная металлургия
Угольная
Газовая
Строительство
Торфяная


Металл в обмен на экологию

Охрана окружающей среды для металлургических предприятий Северо-Запада России не цель, а побочный продукт инвестиционных программ. Металлургическая промышленность региона наряду с предприятиями топливно-энергетического комплекса входит в число основных загрязнителей окружающей среды. По данным Росстата, две трети выбросов в атмосферу приходятся на металлургические производства. Так, за 2006 год (более поздние данные отсутствуют) из заводских труб в воздух поступило порядка 4,8 млн тонн загрязняющих веществ.
Соответственно росту объемов производства на крупных комбинатах и небольших заводах увеличивается плата за негативное воздействие на окружающую среду. Так, по данным Ростехнадзора по СЗФО, экологические платежи, взысканные с металлургических предприятий только по Ленинградской области, возросли с 1,5 млн рублей в 2006 году до 10 млн рублей в 2007 м. Это значит, что количество вредных выбросов в атмосферу увеличилось в несколько раз.
Экологическое законодательство в России остается одним из самых строгих в мире. Если сравнить российские требования с нормативами стран ЕС, то по содержанию сероуглерода в выбросах в атмосферу у нас требования жестче в 200 раз, по формальдегиду в 28, сероводороду в десять, диоксиду серы в два с половиной раза. Для сбросов загрязняющих веществ в водоемы рыбохозяйственного назначения российские нормативы по меди и фенолу жестче в 500 раз, по взвешенным веществам в 80, аммонию и нефтепродуктам в 60, железу и цинку в 50 раз. Деятельность вредных предприятий регулируется целым рядом федеральных законов и нормативных актов. Среди них законы Об охране окружающей среды , Об охране атмосферного воздуха , Об отходах производства и потребления . Контролирует их соблюдение многоуровневая система: Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, природоохранная прокуратура, Россельхознадзор, Росгидромет.
Казалось бы, имея такие требования и такое количество контролеров, население России должно жить чуть ли не в стерильных условиях. Однако как минимум по двум причинам получается наоборот. С одной стороны (на это очень часто обращают внимание западные металлурги и экологи), российские нормативы труднодостижимы. С другой стороны, экологическое законодательство очень либерально к нарушителям: размер платы за превышение нормативов крайне низок. Поэтому столь жесткое правовое поле не стимулирует металлургов увеличивать расходы на защиту окружающей среды.
Уровень штрафов за загрязнение окружающей среды неадекватен уровню капитальных затрат предприятий на экологические нововведения. Построить очистные сооружения на металлургическом предприятии стоит несколько десятков миллионов рублей, а ничего не строить и заплатить за негативное воздействие в пределах 1 млн рублей. У предприятий нет стимула вкладывать в экологические программы больше, чем предписывает закон. Поэтому необходимы механизмы, дающие право предприятиям, инвестирующим в экологию, пользоваться льготной платой за загрязнение окружающей среды. Это будет честно и справедливо , уверен начальник отдела государственного экологического надзора Ростехнадзора по СЗФО Евгений Гусаров.
Несмотря на очевидные правовые нестыковки, металлурги тратят до десятой части своих бюджетов (а это не один десяток миллионов рублей ежегодно) на экологические программы. Так, с 2004 года на Череповецком металлургическом комбинате Северсталь (ЧМК), крупнейшем в регионе металлургическом производстве, ежегодно вкладывают порядка 1 млрд рублей в экологические программы. Платежи за загрязнение в этот период составляли от 50 до 65 млн рублей. Главный стимул инвестиций не требования закона, политическая конъюнктура или повышенный уровень социальной ответственности, а рынок. В сложившейся мировой практике ведения бизнеса система экологического менеджмента одна из составляющих устойчивого конкурентного преимущества. В то же время компания стремится вести бизнес в соответствии с государственными нормативными требованиями в области охраны окружающей среды. Однако при реализации экологических программ никогда не стояла цель снизить платежи за загрязнения. Это нонсенс, так как эти суммы не превышают 3 13% затрат на реализацию экологических программ. Тратить, условно говоря, 100 млн рублей, чтобы снизить платежи с 10 до 9 млн рублей, не цель экологической политики , поясняет технический директор, главный инженер ЧМК Андрей Луценко.
Директор петербургского металлургического завода Петросталь (входит в холдинг Кировский завод ) Алексей Потанин уверен, что неправильно разделять экологию и экономику: Новые технологии, которые на порядок экологичнее предшествующих, позволяют не только экономить на производственных затратах и повышать качество продукции. Модернизация влечет за собой улучшение экологической ситуации. Кроме того, экологическая программа положительно влияет на поддержание имиджа предприятия в области охраны окружающей среды. Это немаловажно, так как потребители заботятся о том, чтобы приобретаемая ими продукция ни в процессе производства, ни в процессе эксплуатации не оказывала негативного воздействия на природу .
Металлурги Северо-Запада реализуют несколько экологических программ. К примеру, на ЧМК сверстаны инвестпрограммы по снижению выбросов в атмосферу (на 10% до 2015 года) и в водоемы (на 50% до 2011 года). Планируется создать систему улавливания неорганизованных выбросов от конвертеров и мартеновских печей, а также использовать конвертерный газ, который сегодня выбрасывается в атмосферу. В стратегическую инвестиционную программу заложена реконструкция основных технологических агрегатов на коксохимическом, агломерационном, прокатном производствах и в доменном цехе.
В 2007 году в рамках плана природоохранных мероприятий завод Петросталь освоил 8 млн рублей. Для сравнения: платежи за загрязнение за тот же период составили 400 тыс. рублей. В 2008 году планируется потратить 12 млн рублей на модернизацию градирни системы оборотного водоснабжения для безаварийной работы очистных сооружений, ремонт имеющегося и внедрение нового электрооборудования газоочистной станции для обеспечения стабильной работы и увеличения степени очистки промышленных газов от мартеновских печей. В дальнейших планах компании строительство более экологичного сталеплавильного цеха, оборудованного современной электросталеплавильной печью, и сталепрокатного производства общей стоимостью 600 млн долларов. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2015 год.
В экологические программы более или менее инвестируют металлурги по всей России, не только на Северо-Западе. Так, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) принял в этом году программу на ближайшие семь лет стоимостью 14 млрд рублей. Экология производства становится серьезным элементом конкурентной борьбы, поэтому металлургические компании используют сокращение выбросов как еще один способ поднять свою ценность на рынке, уверены в ММК.
Впрочем, потенциал экологических программ не исчерпан. В этом отношении можно еще расти и расти. По оценкам аналитика ИК Энергокапитал Александра Урванцева, расходы на экологию таких отраслеобразующих предприятий, как Северсталь (при соотношении долга к EBITDA, равном 0,25), говорит об умеренном уровне вложений и о том, что у компании есть потенциал для наращивания инвестиций по всем направлениям.
Продолжающийся промышленный рост требует все больше металла. Не исключено, что задача наращивания производства будет превалировать над всеми остальными сопутствующими проблемами, в том числе над необходимостью защиты окружающей среды. Иными словами, если металлурги сегодня говорят о планах по увеличению инвестиций в экологические программы на несколько процентов, это означает, что объем производства, как и уровень выбросов, вырастет за это же время в несколько раз.
Немного успокаивает, что в последнее время вопрос о том, что добывающая и перерабатывающая промышленность должна проводить более экологически ответственную политику, обсуждается настолько активно, что и до статуса нацпроекта недолго дорасти. Так, во время предвыборной поездки в январе 2008 года Дмитрий Медведев, инспектировавший металлургические предприятия Челябинска, говорил, что решение экологических проблем становится одним из приоритетов развития страны, а экологически грязные производства нужно либо закрывать, либо перепрофилировать . В ходе рабочей встречи в Кремле с министром природных ресурсов и экологии Юрием Трутневым в начале июня нынешнего года президент России заявил, что в экологические вопросы государство должно жестко вмешиваться, когда речь идет о промышленно опасных объектах .
К сожалению, пока это только слова, которые не заменяют дел. Во-первых, необходимо разработать Экологический кодекс, где будут прописаны все нюансы, связанные с ответственностью предприятий за загрязнение окружающей среды. Кроме того, экологи, специалисты контролирующих органов, металлурги ждут принятия закона о плате за загрязнение окружающей среды, в котором будут прописаны не только карательные меры, но и льготы для предприятий, уменьшающих выбросы.
Создание сайта © 2003